Частный мастер Анна Ли "Шелковые ручки СПБ.RU"    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МЕДИЦИНСКИЙ АППАРАТНЫЙ ПЕДИКЮР И МАНИКЮР, КОРРЕКЦИЯ,
ДИЗАЙН НОГТЕЙ
АППАРАТНЫЙ МАНИКЮР И ПЕДИКЮР
+7 999 031 92 79
Меню сайта
 

Категории раздела
 
Маникюр обрезной, аппаратный, SPA-уход [0]
Все о маникюре
Моделирование и наращивание ногтей [29]
Все новинки и новсти
Подология, педикюр, обзор оборудования [7]
Обзор школ,проблемы,новости. Помощь мастеру при выборе аппарата
Школы ногтевого сервиса [1]
Статьи, обзор, анализ
Художественная роспись [4]
Полезные статьи,обзор школ
Патология кожи и ногтей [3]
Основные виды патологических изменений характерных для кожных болезней

 
Корзина
 
Ваша корзина пуста
 
 Валюта
 

 
Календарь

Наш опрос
 
Оцените мой сайт
Всего ответов: 442
Архив записей
Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

 
Главная » Статьи » Художественная роспись
Петриковская роспись
Изучение основ Петриковской росписи

Характерной особенностью петриковской росписи является то, что весь рисунок росписи, будто развернут на плоскости стены, листа бумаги или декоративной тарелки, имеет поверхностное изображение. При этом линии стеблей и ветвей не пересекаются между собою, а многие элементы росписи (цветы, листья, ягоды и т.п.) имеют силуэтное изображение, которое само собой подчеркивает декоративное изображение росписи. Фигуры птиц, зверей, людей имеют большей частью контурное изображение. Животных рисуют в профиль, а цветы - в анфас.

Выполняя пстриковские росписи, кисть, держат тремя пальцами перпендикулярно к поверхности, которая расписывается. Это обеспечивает свободный мазок от себя, от тонкой линии к утолщению, то есть, начиная из кончика кисти и заканчивая нажимом на его основе. При выполнении росписей используют палец, палочку и прочие средства.

Педагоги и художники, которые работают в этом жанре, находят новую тематику, новые орнаментальные мотивы, творчески наследуя художественные традиции прошлого. Теперь декоративную роспись используют в экстерьере и интерьере, в фарфоровой, текстильной и полиграфической промышленности, создают оригинальные станковые декоративные панно, широко применяют в предметах быта.

Большое значение украинской народной росписи состоит в эстетичном и художественном воспитании детей в современной школе.

Немало педагогов, ученых, методистов, художников и искусствоведов изучали и анализировали украинскую. народныую розпись. Их рекомендации сводятся, как правило, к двум вариантам. Один из них - это свободная импровизация, выполнение росписи сразу красками, а другой - выполнение подготовительного рисунка и целого ряда подготовительных упражнений.

В.С.Кузин - известный русский методист, который много научных работ посвятил изучению и методике преподавания изобразительного и декоративного искусства в общеобразовательных школах и педагогических высших учебных заведениях, рекомендует такую последовательность выполнения декоративного рисунка: "
-сбор материала, необходимого для выполнения декоративной росписи (листья деревьев, репродукции, фотографии); "
-изучение объектов, формы которых должны воплотиться в декоративные формы (листья, цветы, фрукты и т.п.); "
-выполнение нескольких вариантов декоративных элементов; "
-выполнение эскиза декоративного рисунка небольшого размера; "
-выполнение декоративного рисунка карандашом; "
-выполнение декоративного рисунка красками.

В широкоизвестной Петриковской школе учитель В. Соколенко, пылкий приверженец обучение детей росписи с самого раннего возраста, убежденный в целесообразности выполнения их сразу красками, с определением цветов и композиции.

А профессор Е.А.Антонович, который немало работал над исследованием в области декоративного искусства, рекомендует последовательное изучение техники петриковской росписи, достижение гавыков и привычек путем многоразового выполнения элементов вплоть до основательного их усвоения.

Эти и прочие методы можно использовать в педагогической практике, но окончательный выбор следует оставить за детьми, они сами определяют свой любимый метод рисования декоративных композиций, Основное, чтобы методика учитывала возрастные психологические особенности детей.
Индивидуальность в искусстве вообще явление довольно важное, а в декоративном искусстве - в особенности.

Как известно, наши прославленные мастера декоративной росписи работали, применяя собственные методы и технику. Часто они сам делали кисти, краски и прочие принадлежности. Например, Екатерина Билокур начинала рисовать картину с одной цветка и постепенно заполняла весь холст, а иногда, если этого холста не хватало, она дошивала к нему дополнительные куски.

Совсем другой метод рисования у Прасковьи Хомы, которая сначала выполняла очень точный контурный рисунок карандашом всей росписи, а потом выполняла рисунок красками.
Обе художницы достигли вершин мастерства в своем творчестве. их талант высоко оценен не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Главным в искусстве, как и в любому другому ремесле, является целенаправленное многоразовое повторение упражнений, которые станут основанием творчества. .

Усвоение рисования мазка "зернышко"

Обучение петриковькй росписи начинаем с простых упражнений. Выполняем элементы, из которых получаются все рисунки. Простейшим и наиболее распространенным элементом петриковской росписи является "зернышко". Элемент называется так потому, что он подобен зернышку яблока, груши и т.п.. С помощью только "зернышка" можно нарисовать разнообразные цветы, листья, птиц, сложные пейзажи и т.п..

Опытные художники выполняют рисунки без карандаша, держат весь рисунок в памяти. Также можно выполнять роспись сразу красками.

Не будет ошибкой, если кто-то сначала сделает рисунок карандашом, намечая основные элементы, потом меньшие и в конце концов - совсем мелкие. Но перед тем как начать рисовать какую-то композицию, нужно выполнить подготовительные упражнения. К простейшим из них отностится рисование "зернышка" по вертикали, по горизонтали, под углом, по кругу. При этом следует стараться, чтобы "зернышки" были одного размера, одинаково отдаленные одно от одного. После этого целесообразно нарисовать "зернышки" разных размеров. В дальнейших росписях обязательно будут элементы, которые будут состоять из "зернышек" разных размеров - от маленьких к больших.
Для выполнения мазкая "зернышко" берем мягкую акварельную кисточку из ворсинок меха белки с острым кончиком и акварельнe., гуашеву. или темперную краску, которую разводим водой в отдельной небольшой баночке. Краска должна быть довольно густой, чтобы мазок вышел выразительным с четко очерченным контуром. Набрав на кисточку краску, делаем на бумаге оттиск. Сначала прикасаемся к бумаге острой частью кисточки, а потом прижимаем пятку, то есть широкую часть кисточки. Чтобы увеличить размер мазка, нужно после острого усика несколько миллиметров протянуть кисточку и тогда прижать пяткой. Для выполнения больших размеров мазков можно использовать большие кисточки.

Мазки, которые поставлены рядом и начинаются c утолщения, а заканчиваются острым усиком, называют "гребешком". Его делают нажимом кисточки и заканчивают легким прикосновением.
Возможно, во время выполнения этих упражнений мазки сначала не будут аккуратными, четкими и выразительными, поэтому следует повторить их выполнение много раз. Чем большее вы повторите подготовительные упражнения, то большая вероятность того, что ваша роспись будет совершенной.
Мазки следует размещать по вертикали, горизонтали, под углом, по прямой и по кругу. После того как вы достигнете достаточно высокого уровня исполнительского мастерства этого элемента, можно выполнить простые цветы, например, ромашку, листки, колоски и т.п..

Усвоение рисования мазка "изогнутое зернышко"

"Изогнутое зернышко" :- это мазок очень похожий на "зернышку". Он широко используется для рисования лепестков цветов, листьев, бутонов и других элементов орнамента. Этот мазок следует выполнять так: на кисточку набираем краску, прижимаем кончик кисточки к бумаге, немного протягиваем с легким поворотом в левую сторону или в правую сторону и снова прижимаем пяткой кисточки к листу. Упражнение этом довольно простое в выполнении, но чтобы достичь уверенности, следует повторять элемент много раз.

Выполните мазки "изогнутые зернышки" одинакового размера, разместив их по прямой линии, потом разместите их параллельно друг другу. Теперь нарисуйте их разных размеров - от маленьких, постепенно пропорционально увеличивая .

Очень важным упражнением является рисование "изогнутых зернышек", размещенных по кругу и в других композиционных соотношениях. Упражнение следует выполнять до времени достижения уверенности движений руки, четкости и красоты элементов.

Очень полезно выполнять эти элементы без помощи карандаша, сразу красками: это поможет усовершенствованию творческого воображения, умению предусмотреть всю композицию в памяти, реализовать свой замысел постепенно на бумаге, начиная c основных больших элементов росписи и постепенно переходя к маленьким элементам росписи. Выполнением этого упражнения целесообразно завершить рисованием простых цветов с липестками, бутонами и т.п..

С помощью "изолгнутых зернышек" и "зернышек" можно образовать "орешек". "Орешек" состоит из двух "изогутых зернышек", которые поставлены одно напротив другого, с заполнением пустого места между ними одним, двумя или тремя "зернышками". Образованный элемент по форме очень похож на лесной орех.
Освоение мазка

Усовершенствование техники мазка "изогнутое зернышко"

Третье упражнение - продолжение усовершенствования упражнений, где основным элементом является "изогнутое зернышко".

В этом упражнении продолжаем усовершенствовать привычки рисования разных элементов (колосок, бутоны, цветы), применяя исключительно "изогнутые зернышки". Желательно попробовать повторить соотношения "изогнутых зернышек", представленных
на рисунке
Освоение мазка
Но еще лучшее, если вы создадите свои элементы, которые состоят из "изогнутых зернышек". Это могут быть лепестки цветов, листва, колоски и бутоны. Во многих случаях нужно от острого кончика мазка к расширенной его части протянуть на бумаге определенное расстояние. Это расстояние зависит от величины мазка, что может быть длиной от 4,5 миллиметров до 2-3 и больше сантиметров. Четкий контур, плавная линия, выразительный насыщенный контур мазка и элементов росписи, которые с его помощью получаются, будут характеризовать, насколько совершенно выполненное упражнение.
Перед выполнением упражнения потренируйте руку. Держа кисточку тремя пальцами перпендикулярно к бумаге, проведите разнообразные линии, точки, мазки в разных направлениях.
Освоение мазка

Усвоение рисование элементов декоративной росписи с помошью пальца

Как известно, немало элементов пстриковской росписи можно выполнять и без кисточки - одним из пальцев руки. Это упражнение состоит в том, чтобы вы попробовали с помощью краски и пальца выполнить некоторые элементы пєтриковськой росписи. Опустите мизинец в краску, потом вытяните его и попробуйте сделать ним оттиск на бумаге. Они будут круглыми, именно такими, как ягодки калины. Если, набрав на палец краску, протянуть его по листу, вы получите оттиск извлеченной формы. Такими оттисками можно образовать листки, лепестки цветов и т.п.. В процессе рисования можно использовать и другие пальцы, например, указательный. Все зависит от того, какого размера пятно вам нужна. Оттиски пальцев довольно часто могут использоваться в объединении с другими элементами. В искусстве можно пользоваться разными приемами выполнения своих замыслов, возможно, вы примените свой вариант росписи. Очень ценным является наличие собственного оригинального почерка.
Попробуйте с помощью пальцев руки выполнить разнообразные элементы росписи: цветы, листки, ягодки и т.п..
Рисование некоторых элементов с помощью пальца

Усвоение рисования частей растений с помощью элементов декоративной росписи

Изучая петриковськую роспись, выполненную многими авторами, становится понятно, что все богатство нашей природы вторично оживает в произведениях петриковских мастеров, всегда живых, ярких, голосистых, оптимистичных. Каждый цветок, бутон, листочек обогащенные творческой фантазией автора, несут народную мудрость, талант, совершенную эстетику.
Наиболее частое в композициях встречаем ромашку, колокольчики, подсолнухи, васильки, мальви, пионы, ягоды земляники, калины, высшие, колоски, разнообразная листья, птиц и зверей.
Среди цветов и животных есть и такие, которых в природе не существует, они родившиеся творческой фантазией автора. Все элементы выполняются в той же последовательности, что и предшествующие, описанные в первых упражнениях. Конечно, в многих элементах вводятся дополнительные цвета, тонкие темные (черные, коричневые) линии, которые подчеркивают пластику и форму цветов, прожилки листков и т.п..
Довольно часто вводится дополнительно белые, желтый, красный и прочие цвета для предоставления четкости, яркости, завершености росписи.
Выполните эти элементы пєтриківського росписи
Рисование частей растений Рисование частей растений

Рисование простых композиций, которые состоят из "зернышек" и "изогнутых зернышек

Следующей задачей будет рисование несложных композиций, которые состоят из "зернышек" и "изогнутых зернышек". Выполнение такой задачи можно условно разделить на четыре этапа.
Сначала намечаем карандашом место и размеры цветка, направление размещения стебля, направление основных листков. На втором этапе рисуем цветок. Она может состоять только из "зернышек", размещенных по кругу. В этом случае "зернышки" - это лепестки цветка. Количество их может быть произвольной: шесть, восемь и т.п.. В цветке можно соединить "изогнутые зернышки" и "зернышка" или использовать лишь "изогнутые зернышки". Листки рисуем "изогнутым зернышком" разных размеров, размещенными в определенном порядке. Листки могут быть как простой формы, так и довольно сложными. Это же упражнение попробуйте выполнить и без помощи карандаша, сразу красками. Рисуйте сначала основной элемент композиции, цветок, стебель, потом листки, а под конец - мелкие вспомогательные элементы росписи. Выполните все упражнения в двух вариантах:
I вариант: выполняем вспомогательный набросок карандашом, а потом рисуем красками.
II вариант: роспись выполняем сразу касками.
Рисование простых композиций в петриковской росписи Рисование простых композиций в Петриковской росписи

Выполнение простого растительного орнамента

Научившись рисовать отдельные элементы, целесообразно выполнить простой растительный орнамент. Орнамент - это ритмическое повторение одного или нескольких элементов. Размещаться они могут по прямой линии - то есть в ленту, по кругу и т.п.. Орнамент рисуем из цветов и листков простой формы. А цветы и листки рисуем "зернышками" и "изогнутыми зернышками". Размещение элементов орнамента намечаем карандашом, а потом выполняем красками. Другой вариант рисования орнамента без карандаша. Он очень ценен тем, что развивает воображение и творческое мышление. Попробуйте выполнить орнамент, не пользуясь карандашом, сразу красками. Выполните несколько рисунков, но старайтесь, чтобы весь орнамент был выполнен опрятно, четко, ярко. Ведь назначение орнамента - украшать предметы, которыми мы пользуемся.
Два варианта выполнения простых орнаментов в ленте.
I. Последовательность выполнения росписи без использования карандаша, сразу красками.
II. Последовательность выполнения росписи с вспомогательной рисунком.
Простой растительный орнамент Простой растительный орнамент

Усовершенствование навыков рисования разнообразной листвы

Для рисования сложных рисунков нужно научиться рисовать разнообразную листву. Листки рисуем простой и сложной формы. Несмотря на сложность, все листки выполняются простым мазком "зернышко", которые следует разместить в определенной последовательности. Сначала намечаем направление размещения средней линии листка, потом - общую форму, после этого рисунок выполняем краской. В природе листки симметричные, то есть правая сторона зеркально повторяет левую, посредине они разделены линией, которую называем линией симметрии. На рисунках эта симметрия большей частью условная, а средняя линия не всегда прямая, довольно часто мы рисуем ее кривой, в виде дуги. Большинство листков по контуру имеют зубцы. Поэтому в процессе рисования листков кисточку следует ставить кончиком к контуру листка и повторять их по форме листка.
Выполняя упражнения по рисованию листков, уместно выполнить несложный орнамент, размещенный в ленте. Это будут простые листки, расположенные диагонально, и три горошины. Нужно стараться, чтобы листки были одинакового размера и формы и размещались на одинаковом расстоянии один от другого.
Горошины на этом рисунке попробуйте выполнить пальцем. Цвет листков зеленый, желто-зеленый, коричнево-зеленый, зслено-синий. Чтобы получить такой цвет, следует к зеленой краске прибавить желтую, коричневую или синюю. Горошинки красные, оранжевые или коричневые. Листки в орнаменте простой, овальной формы.
Кроме рисования простых листков, выполним и сложные, например, калины, клена, винограда, земляники и т.п.. Попробуйте выполнить листки сразу красками. Приобретя опыт, это вам будет сделать несложно.
1.Выполнение простого орнамента, составленного из листка и ягодок, с помощью набросков карандашом.
2.Выполнение листков с помощью набросков карандашом.
3.Выполнение простого орнамента, составленного из листка и ягодок, сразу красками.
4. Выполнение листков сразу красками.
Рисование листьев в петриковской росписиРисование листьев в петриковской росписи

Углубленное изучение и приобретение навыков в изображении листвы

В этом упражнении следует выполнить как можно больше рисунков листвы разного по форме. Соединим "зернышко", "изогнутое зернышко", свободные плавные линии и мазки кисти. Первые листки рисуем на основе удлиненного мазка, который и будет верхушкой листка, а его ось - серединой всего листка. В начальных упражнениях линию можно легенько провести карандашом. Каждый боковой мазок будет зубчиком листочка. Такие листки большей частью бывают овальной формы, в них можно закрасить середину другой краской.
Более сложными являются кленовые листки, которые состоят из трех подобных частей - центральной и двух боковых. Начинают рисовать c центральной части - cj среднего зубчика, длинненький мазок которого будет серединой листка.
Таким же способом создают и боковые части листка. Прожилки листка можно нарисовать более темной краской. Листки можно рисовать и "переходным мазком". На кисточку набирают краску, выдерживают кисточку пяткой книзу несколько секунд, чтобы краска стекла в пятку, затем концом кисточки набирают более темную краску. Протягивают по листу кончиком кисточки, завершают пяткой и получают постепенный гармонический переход темного цвета в светлый. Можно сделать и наоборот, то есть чтобы светлый цвет плавно переходил в темный. Рисовать листки клена, калины, винограда нужно, нарисовав сначала середину листка удлиненным мазком, другие мазки размещают под острым углом к середине - это зубчики листка. Эти листки состоят из трех подобных частей зубчатой верхушки и двух боковых. Начинают рисовать из центральной части, из среднего зубчика, удлиненный мазок которого будет основной линией всего листка. Так же рисуем соседние боковые зубчики. Потом рисуем среднюю, боковую часть листка, снова начиная из среднего зубчика. Ось средней части листка размещенная под острым углом к основной оси листка. Это нижняя, третья часть размещается под прямым или тупым углом к оси листка. Главное изображение можно оставить в одном цвету или выделить прожилки более цветом.
После обретения определенного опыта в выполнении этого упражнения уместно делать рисунки сразу краской, не применяя карандаш. Это будет оказывать содействие развитию творческого воображения, сохранение в памяти всего рисунка, то есть расширит творческие возможности, а вашей руке предоставит уверенность и точность движений.
Формы листков, которые используются в петриковской росписи, и последовательность их выполнения показанные
Рисование листьев в Петриковской росписи

Рисование "переходного мазка".

Значительно более сложной задачей является рисование "переходного мазка" и с его помощью элементов петриковской росписи.
Для "переходного мазка" характерный неповторимый эффект плавного перехода одного цвета на другой. Выполнение рисунка "переходным мазком" можно считать вершиной исполнительского искусства в петриковской росписи.
Чтобы выполнить "переходный мазок", следует на кончик кисти набрать темную краску, например, коричневую, затем подержать кисточка ручкой книзу 10-12 секунд, чтобы предоставить возможность краске стечь вниз в пятку кисточки. Потом кончиком кисти набираем краску светлого тона, например, желтую. Делаем первый мазок: тянем светлый усик. Постепенно появляется темный оттенок в широком конце мазка, что при завершении становится совсем темной. Возвратив кисточку на 120°, делаем второй мазок, так же можно сделать и третий. После этого кисточку вымываем водой и все повторяем. Мазки могут быть в тонком усике темного цвета, а у широкий - светлого. В этом случае сначала набираем на кисточку краску светлого цвета, помещаем пяткой вниз, а потом набираем на кончик темную краску и выполняем мазок аналогично предшествующему.
Мазок начинается темным цветом и переходит в светлый. Переходным мазком рисуем цветы, листва, птиц, пейзажи.
Цвета "переходного мазка" могут быть разными: коричневый - желтый; оранжевый - темно-красный; голубой - темно-фиолетовый; розовый - черный или коричневый; желтый -- синий; желтый - черный и т.п..
Элементы петриковськой росписи. Рисунок выполняем сразу красками.
Переходный мазок в петриковской росписи

Выполнение "луковички"

Следующее упражнение - выполнение "лучковички" как "переходным мазком", так и обычным. Этим упражнением углубляем привычки выполнения сложных элементов петриковськой росписи.
Упражнение можно выполнять как с помощью карандаша, если выполняется сначала подготовительный рисунок, а потом красками, так и сразу красками. Последовательность выполнения этого элемента в обоих случаях показан в таблицы
Выполнение луковички переходным мазком
При необходимости вносим дополнительный цвет, в данном случае - желтый. Если выполнение элемента условно разделить на четыре этапа, то первым будет рисунок карандашом, потом подмальовок желтой краской, первые мазки красной и завершение рисунка. В другом варианте сначала выполняем по правую сторону и по левую сторону мазки, которые определяют размер элемента, потом закрашиваем вспомогательным цветом, потом последовательно завершаем рисунок, а под конец более темным цветом проводим прожилки. Рисунок должен быть выразительной, мазки плавные, размещенные симметрично к средней линии элемента.
1.Последовательность выполнения сложного элемента петриковской росписи с помощью наброска, выполненного карандашом
2.Один из вариантов выполнения сложного элемента петриковской росписи - сразу красками, без карандаша.

Выполнение сложного элемента: одного из разновидностей луковички, калины, листочка

Выполним следующее упражнение, которое состоит из сложного элемента - одного из разновидностей "лучка" - калины, листочка.

Упражнение можно выполнять двумя способами. Первый вариант демонстрирует четыре этапа последовательного выполнения композиции с помощью карандаша, а второй - четыре этапа рисования без вспомогательного рисунка. Роспись можно выполнять простым мазком и "переходным мазком". Красные ягодки калины попробуйте выполнить кончиком пальца мизинца, листок - "переходным мазком", середину листочка затонируйте отдельным цветом.

Основной элемент сложного конструктивного строения многоцветный, все составные его части размещенные с сохранением симметрии. Цвета - голубые, красные, оранжевые, желтые.

1. Последовательность выполнения петриковской росписи с сложным элементом с помощью нвброска, выполненного карандашом.

2. Один из вариантов последовательности выполнение композиции петриковской росписи со сложным элементом сразу красками, без карандаша.

Выполнение сложных элементов петриковской росписи

Петриковская роспись богата сложными элементы, как относительно рисунка, так и относительно цвета, тона. Эти элементы, как правило, занимают центральные части рисунков. Это в основном цветы сложной формы, птицы, животные и.т.п.. Цветы в большинстве случаев симметричные и состоят из многих деталей.
Чтобы выполнить такие рисунки, можно сначала сделать подготовительный рисунок, который начинается c размещения этих элементов на листе, нахождение его основных размеров - высоты и ширины, общей формы, соотношение деталей. Если такой подготовительный рисунок выполнен, можно рисовать красками. Такие сложные рисунки можно рисовать сразу красками, если есть достаточный опыт, умение, творческое воображение.
Рисунки, выполненные сразу красками, имеют немало преимуществ - в них больше выражен индивидуальный творческий почерк автора, его неповторимость и оригинальность. В композициях с такими сложными элементами могут объединяться такие мазки, как "зернышко", "кривое зернышко", "переходный мазок" и т.п..
Выполнение росписи с сложной элементом.

Выполнение росписи по предлагаемым схемам

Следующее упражнение - выполнение росписи за предлагаемыми схемами. Цветы, листочки, ягодки калины, подсолнечник - по собственному выбору. В упражнении можно попробовать применить "простой мазок", "зернышко", "изогнутое зернышко", "переходный мазок", применить освещение и выделение отдельных деталей. Упражнение желательно выполнить с использованием желткового растворителя. Необходимые освещения в отдельных местах делают палочкой, ручкой кисточки или спичкой с намотанной ваткой, промокая краску по мокрому изображению. Дополнительные вкрапления делают кончиком маленькой кисточки светлой краской на темном фоне или темного на светлом фоне: проведение прожилок, выделение контрастными цветами отдельных элементов цветов или листков.
Рисунки выполнены в два этапа: контурный рисунок карандашом и роспись красками.
Выполните один из рисунков сразу красками.

Рисование орнаментов

Выполнять орнаменты можно после получения навыков в процессе выполнения разнообразных элементов как сложной, так и простой форм.
Орнамент - это отделочный узор, построенный на ритмическом чередование мотивов. В орнаментах могут повторяться одних или несколько орнаментальных мотивов. В Петриковской росписи эти преимущественно растительные мотивы - цветы, листки, ягоды и т.п.. Чтобы выполнить узор в ленте, нужно сначала очень упрощенно разместить основные элементы на бумаге, сохраняя определенный ритм. Это делают путем набросков карандашом. Если место нахождения.основных элементов определенно, нужно выполнить более детальный рисунок карандашом, после чего выполнять орнамент красками.
Целесообразно выполнить орнамент насыщенный элементами: цветами, бутонами, листками. Стараться придерживать четкой схемы размещения элементов орнамента. Процесс построения орнамента условно разделенный на треи этапа. Первый - нахождение места основным элементам, второй - детальный рисунок контуров и третий - выполнение красками. Цвета попробуйте взять холодные: синие, голубые и зеленые. Середины цветов и листков - контрастные желтые.
Три этапа выполнения сложного орнамента петриковской росписи.
Рисование орнаментов

Последовательность выполнения петриковского орнамента в ленте

I вариант. Три этапа выполнения орнамента петриковской росписи с использованием наброска элементов карандашом.
Орнамент в ленте
II вариант. Выполнение орнамента петриковской росписи без карандаша - сразу красками. Обдумайте последовательность выполнения и выполните собственный орнамент.
Орнамент в ленте

Выполнение композиций росписи, которые состоят из цветов, листков, стеблей и других мелких элементов

В таких рисунках основные элементы - цветы, птицы - выполняются большими по размеру и более яркими красками. Основных элементов может быть один, два, три, пять. Характерными композициями петриковской росписи являются букеты, вазоны, дерева, птицы на калине, птицы и цветы и т.п.. Первыми росписями должны быть простые рисунки, но они должны быть с выразительно выполненными элементами. Петриковску. роспись можно выполнять, прибавляя к гуаши или акварели желток куриного яйца и уксус. В отдельную баночку вливаем желток, прибавляем 5-6 капель уксуса, размешиваем эту смесь и разводим ею краски, а кисти моем в другой воде, которую ставим рядом.

Так рисунок приобретает насыщенность красок и блеска. Используя этот раствор, можно делать освещения определенных мест палочкой, ручкой кисточки или ваткой, которую наматывают на палочку. Такие освещения необходимо делать только на влажной бумаге. Выполнять такие рисунки можно "зернышком", "кривым зернышком", "переходным мазком" или всеми этими элементами вместе.
Выполнение композиции можно условно разделить на три этапа. Выполнение наброска карандашом, выполнение рисунка, выполнение рисунка красками.

Можно рекомендовать и выполнение композиции сразу красками. В этом случае начинаем рисовать наибольшие, центральные элементы, потом листки, стебля, другие мелкие элементы росписи.
Два варианта выполнения простых композиций петриковской росписи

Выполнение росписи в круге

Композиция в круге используется в процессе росписи декоративных тарелок, сундучков и т.п.. Особенность состоит в том, что мотивы росписи нужно размещать таким образом, чтобы избегать прямых линий, а все движение должен направляться вдоль кривых линий, будто обтекая основные элементы. Основные элементы размещаем в центре кола, листки и прочие элементы дополняют, объединяют композицию в единое целое.
Сначала выполним рисунок карандашом, где найдем положения основных элементов, их форму и размер. В процессе рисования красками можно использовать все известные элементы и формы мазков "зернышко", "изогнутое зернышко" и т.п.. В отдельных местах подчеркиваем прожилки более темной краской. Цвета росписи красно-золотистые. Приобрести определенный опыт, можно выполнить роспись в круге без применения карандаша, а сразу красками. Но во всех случаях начинаем с размещения основных, центральных элементов росписи.
Два варианта выполнения декоративной росписи в круге.
1. Последовательность выполнения росписи с вспомогательным рисунком карандашом.
2. Последовательность выполнения росписи без использования карандаша - cразу красками.
Роспись в кругеВыполнение росписи в круге

Рисование птиц

В петриковской росписи важное место занимают изображение птиц. Птицы - павлины, петухи, кукушки и т.п. - отличаются декоративностью, богатством цвета. Они, как правило, занимают центральное место в произведениях петриковских мастеров. Изображение птиц отвечает техническим и колористическим приемам народной росписи. Выполнение рисунка с изображением птицы - это сложный процесс, который условно можно поделить на 4 этапа. Первый - нахождение общей формы птицы, композиционное размещение на плоскости, динамика или статика композиции, нахождение пропорций, характерной позы, соотношение частей. Поэтому на первом, начальном, этапе рисунок выполняем карандашом. Но если вы уже достигли высокого исполнительского мастерства и имеете богатое творческое воображение, то можно попробовать на первом этапе работать сразу красками, именно так делают некоторые опытные народные мастера.

На следующем этапе тонируют цветом силуэт птицы. Цвет птицы зависит от цветной га-ми композиции в целом. В нашем случае это голубой цвет. Силуэт птицы может быть затонирован и несколькими цветами.

Третий этап - рисование пера туловища, крыльев, хвоста.
И на завершающем этапе рисунка проводим моделирование головки птицы, рисуем глаз, клюв, завершаем декорирование туловища, хвоста, крыльев. Подчеркиваем темной краской те детали, которые хотим выделить, подчеркиваем детали светлым, в данном случае - желтым цветом.

В нашем упражнении представленная последовательность выполнения рисунка с изображением самой птицы без окружения. Но в росписях, как правило, птицу или птиц окружают цветы, листки, стебля, ягоды и т.п..

Приводим один из вариантов поэтапного выполнения росписи птицы.
Рисование птиц в Петриковской росписи

Выполнение пейзажа в петриковской росписи

Немало мастеров петриковськой росписи очень интересно и успешно рисуют пейзажи, в которых изображают деревья, кусты, цветы, дома, людей, небо, тучки на небе, животных, птиц и т.п.. В этом упражнении попробуем выполнить фрагмент пейзажа в своеобразном петриковском стиле. Для примера возьмем три дерева желтого, оранжевого и зеленого цветов.

Сначала затонируем силуэт дерева этими цветами, а потом найдем формы ветвей и их расположение на кроне среднего дерева и меньших боковых деревьев. Формы всех трех деревьев определяют характер, размещение и размер ветвей и способы их рисования. Цвет светлый, а в центре - темно-коричневый, зеленый.

Окружение дерева, то есть землю, небо рисуем таким же мазком, только по форме волнистой линии, которая напоминает рельеф местности и форму тучки на небе.
Четыре этапа выполнения деревьев.
Пейзаж в Петриковской росписи

Изображение фигур людей в украинской декоративной росписи'

Изображение людей или, как его называют, фигуративное изображение в росписях, находится большей частью в статической динамике. Размещенны фигуры на росписях или в профиль, или в анфас.
Если рассмотреть декоративные росписи Н. Билокинь, то легко заметить, что фигуры женщин размещенны в профиль, они очень спокойные и монументальные, почти застывшие, напоминают фигуры египетских росписей. Но, несмотря на статичность фигур девушек, все окружение: цветы, растения, калина, стебля выполненные так, что мы ощущаем внутреннее движение.

В других росписях этого автора, в особенности в его "свадебных поездах" стремительность движения передают встречный лет птиц, наклон травы, которая стелется под ногами коней, динамическим соседством розеткових звезд в небе и т.п.. Цвета этих росписей яркие и звучные, здесь много красного и зеленого цветов, они заполнены пульсирующим светом. Создаются такие росписи сначала в воображении, в мечте и лишь затем на бумаге. Чтобы выполнить такую роспись, следует сначала наметить главные элементы росписи, то есть фигуры людей, а потом создавать декоративный фон - цветы, листья, плоды и.т.п.. Элементы должны и колоритом, и формой создать одну цельную завершенную композицию.


Категория: Художественная роспись | Добавил: Лерочка (21.01.2011)
Просмотров: 13270 | Рейтинг: 4.0/3
 
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]